Ремонт и проверка двигателя стиральной машины (коллекторного)

Ремонт и проверка работоспособности коллекторных двигателей стиральных машин

Ремонт и проверка двигателя стиральной машины (коллекторного)

В современных стиральных машинах используются несколько типов приводных двигателей: коллекторные, асинхронные, а также с прямым приводом барабана — они отличаются по принципу работы и по конструкции.

Для обеспечения работы асинхронного двигателя требуется фазосдвигающий конденсатор — подобная схема включения двигателя используется в большинстве старых моделей СМ.

В современных машинках для управления асинхронным двигателем используется сложная электронная система управления, поэтому его проверка без специального стенда (или «тестовой» СМ) вызывает определенные затруднения.

Еще большие проблемы вызывает проверка двигателей с прямым приводом (например, они используются в машинах LG DirectDrive). Их трудно проверить отдельно, так как они являются частью конструкции бака. К тому же, для этих двигателей также необходима сложная система управления.

Наиболее просто (в том числе и в домашних условиях) можно проверить коллекторные двигатели, на этом мы остановимся более подробно.

В большинстве современных СМ приводные коллекторные двигатели включены по схеме, показанной на рис. 1.

Из рисунка видно, что цепь питания двигателя происходит по следующей цепи: 220 В — управляющий симистор (регулирует скорость вращения двигателя) — контакты реле реверса (I или II) — обмотка статора — обмотка ротора — 220 В.

Переключение обмотки статора в стиральных машинах производится как с помощью контактных групп командоаппарата, так и с помощью реле, расположенных в электронном модуле.
Примечание.

На самом деле обмотка статора имеет две секции, включенные согласованно.

Подобное решение позволяет уменьшить проникновение помех (создаваемых искрами на коллекторе) в питающую сеть, — то есть получается своеобразный помехоподавляющий фильтр.

Изменение направление вращения вала двигателя производится изменением полярности включения обмотки статора. В некоторых моделях стиральных машин обмотка статора имеет отвод. Он используется в режиме отжима.

В этом случае питание подается на один из крайних выводов обмотки и упомянутый отвод. Если же обмотка статора подключена через крайние выводы, СМ работает в режиме обычной стирки мотор работает на малых оборотах.

В простейшем случае для проверки работоспособности двигателя многие ремонтники соединяют последовательно обмотки статора и ротора (якоря) и подают на них сетевое напряжение (рис. 2).

Указанная схема имеет свои недостатки, один из которых заключается в том, что работоспособность двигателя с помощью нее полностью проверить все равно не удастся.

Даже если вал двигателя и будет вращаться, подобная проверка все равно не выявит скрытых дефектов, проявляющихся, когда он работает в реальных режимах эксплуатации СМ, например, под нагрузкой.

К тому же эта схема включения не имеет никакой защиты: если в обмотках двигателя имеются короткие замыкания, он будет работать что называется «вразнос». Чтобы избежать возможных неприятных последствий при проверке двигателя, в его схему питания устанавливают дополнительный балласт.

В качестве последнего, например, можно использовать любой ТЭН от стиральной машины (см. рис. 3) или мощную осветительную лампу (500 Вт и выше). Если в обмотках двигателя есть короткое замыкание и через них протекает повышенный ток, ТЭН будет заметно нагреваться.

Можно иным способом проверить в динамике работоспособность двигателя: соединить его обмотки, как на рис. 2, но питать через лабораторный автотрансформатор мощностью не менее 500 Вт. Подобное включение позволяет плавно регулировать обороты двигателя и легко контролировать любые нештатные ситуации в его работе.

В качестве защиты подобной схемы можно использовать обычный плавкий предохранитель номиналом 5-10 А). Если ЛАТР найти не удалось, можно вместо него использовать электронный (симисторный) регулятор, рассчитанный на управление нагрузкой соответствующей мощности.

Регулятор можно изготовить самостоятельно, найдя подходящую схему в радиолюбительской литературе или в Интернете.

Есть еще один способ проверки работоспособности коллекторного двигателя — по интенсивности искрения между коллектором ротора и щетками. Возникновение сильных искр в месте контакта щеток и коллектора указывает на то, что двигатель неисправен. Подробнее на этом мы остановимся ниже.

Неисправности коллекторных двигателей могут быть вызваны следующими причинами:

  • износ щеток;
  • межвитковые замыкания или обрывы в обмотках статора или ротора;
  • дефекты ламелей коллектора, например, их отслоение.

Примечание. Как правило, дефекты ламелей являются следствием короткого замыкания в обмотках двигателя.

На самом деле причин может больше, но мы остановимся подробно только на перечисленных выше, как наиболее характерных.

Типовые неисправности коллекторных двигателей

Износ щеток

Износившиеся щетки на коллекторном двигателе необходимо своевременно заменять (лучше всего на оригинальные). Но как быть в случае, если нет возможности заменить щетки на оригинальные?
Примечание.

Износ щеток во многих случаях можно определить внешним осмотром или по интенсивности искрения на коллекторе двигателя: как под нагрузкой (в баке машинки есть белье), так и без нее — в этом случае, возникают обильные искры (не по всему периметру коллектора).

Следует учесть, что подобное обильное искрение появляется и в том случае, если новые щетки не притерты к коллектору.

Также возможны случаи, когда при значительном износе щеток наблюдается потеря мощности двигателя — например, если барабан стиральной машины не «проворачивается» с загруженным в него бельем (за исключением случаев, когда щетки заклинивают в щеткодержателе — «зависают»).

Отметим, что замена щеток аналогами от других коллекторных двигателей достаточно сложна по нескольким причинам. Перечислим некоторые из них, а также рассмотрим рекомендации по замене щеток аналогами.

Щетки от другого двигателя, как правило, имеют другую форму и размеры — поэтому перед установкой их необходимо соответствующим образом обработать (обточить).

Одной особенностью щеток моторов для стиральных машин является их значительная длина — это затрудняет подбор аналогов от других коллекторных двигателей, например, электроинструмента (на рис. 4.

слева показаны щетки с щеткодержателями от двигателя стиральной машины, а справа — от электроинструмента). При установке «самодельной» щетки в щеткодержатель следует проверить ее свободное движение (без зацепов) по всей длине рабочего хода без бокового люфта.

Упомянутый люфт может привести к перекосу щетки в щеткодержателе и ее возможному «зависанию» (то есть заклиниванию в щеткодержателе и вследствие этого — возможной потере контакта с коллектором).

Щетки должны быть выполнены из так называемого электрографита (смесь сажи, чистого графита и специального связующего вещества, прошедшая отжиг при температуре около 2500 °С). Этот материал (на примере отечественных электрографитовых щеток ЭГ-74) имеет твердость (15—50) 107 Па и удельное сопротивление 35—75 мкОм м. Дополнительную информацию на эту тему можно найти в ГОСТ 21888-82.

В крайнем случае, при выборе материала щеток можно использовать обычный мягкий графит — только в этом случае срок службы щеток будет значительно меньше.
Примечание. В настоящее время большинство стиральных машин в России — зарубежного производства.

Поэтому выяснить, какой материал (и его параметры) для щеток используют зарубежные производители, в полной мере не представляется возможным.

Известно, что чем выше твердость щеток, тем они долговечнее (медленнее изнашиваются). В этом случае следует учесть, что чересчур «твердые» щетки быстро изнашивают коллектор. Наверно, истина где-то посередине. Поэтому будем условно считать, материал щеток коллекторных моторов зарубежных стиральных машин имеет параметры, соответствующие приведенным выше.

При подборе аналогов щеток следует также обратить внимание на наличие медного хвостика (если он есть в оригинальных щетках). В щетках, самостоятельно обточенных под требуемые размеры (в соответствии с оригиналом) рекомендуется использовать прижимную пружину от старых щеток.

Не стоит использовать аналоги щеток, выполненных из графита с внешним медным покрытием(такие щетки предназначены для электрических машин, рассчитанных на низкое рабочее напряжение). Это вызвано тем, что медная пыль, попав в промежутки между ламелями коллектора, может привести к коротким замыканиям между ними, и, в конечном счете — к выходу из строя ротора.

Отметим, что после самостоятельного изготовления щеток, необходимо в нижней их части сделать фаски и при необходимости выполнить косой срез (если щетки «косые» — то есть соприкасаются с коллектором под определенным углом).

Установка аналогов щеток также предусматривает так называемую «притирку» последних. Она имеет следующие особенности:

  • устанавливают мотор на стенде (на изолированной плите или на полу) и подключают его по известной схеме (см. выше) через ЛАТР или электронный регулятор;
  • запускают мотор на низких оборотах в течение нескольких минут;
  • вынимают щетки и проверяют в их нижней части ширину «проточки» коллектором: если она в поперечном направлении составляет около 5 мм — процесс «притирки» закончен;
  • если «проточка» на щетках составляет менее 5 мм, устанавливают их на место и вновь включают мотор на несколько минут (на малых оборотах);
  • по достижении нужной ширины «проточки», поэтапно проверяют работу двигателя на повышенных оборотах, вплоть до максимальных («проточку» щеток уже не проверяют).

Следует отметить, что работа двигателя на повышенных оборотах может сопровождаться вибрацией, поэтому его необходимо надежно закрепить;

  • снимают двигатель со стенда и устанавливают его в стиральную машину;
  • на СМ запускают режим короткой программы стирки (белье в барабан и моющие средства не загружают).

По окончании этой программы ограничений по использованию СМ больше нет.

Межвитковые замыкания (или обрыв) в обмотках статора или ротора

При обрывах или межвитковых замыканиях обмоток возможны следующие характерные дефекты:

  1. Двигатель не работает (обрыв в обмотках статора).
    Подобный дефект также возможен по причине перегрева корпуса двигателя вследствие межвитковых замыканий в обмотках. При значительной температуре корпуса (обычно, более 90 °C) должен сработать защитный термостат (он разрывает цепь питания двигателя). Нормой считается температура корпуса двигателя не выше 70…80 °C — подобная температура может быть достигнута при выполнении так называемых «длинных» циклов стирки стиральной машины;
  2. Потеря мощности двигателя (межвитковые замыкания в его обмотках).
    Этот дефект может проявляться, например, если мотор не может «провернуть» барабан с загруженным в него бельем (без белья барабан вращается). Следует отметить, что аналогичный дефект может наблюдаться при износе щеток мотора, а также при неисправности фазосдвигающего конденсатора, стоящего в цепи питания мотора (в устаревших моделях стиральных машин) — поэтому при поиске причин потери мощности мотора следует учесть и эти факты;
  3. Отслоение ламелей ротора.
    При значительном увеличении тока через обмотки двигателя (вследствие межвитковых замыканий в обмотках или при «заклинивании» вала двигателя), ламели на коллекторе нагреваются и отслаиваются (подробно об этом мы остановимся ниже).
Читайте также:  Ремонт стиральных машин miele самостоятельно

Примечание. При межвитковых замыканиях в секциях обмотки ротора обычно появляются сильные искры вокруг коллектора. Также, если короткое замыкание имеется в одной из секций обмотки якоря, ламели, подключенные к ее выводам, будут иметь сильный характерный нагар.

Обрыв обмоток ротора легко выявить с помощью омметра, подключив последний к любым соседним ламелям коллектора. Вращая вручную ротор, контролируют сопротивление его секций — во всех положениях вала сопротивление между соседними ламелями должно быть одинаковым (0,1—0,4 Ом).

Если сопротивление между одними из соседних ламелей возрастает до 5…9 Ом (или более) — возможно, в этой секции имеется обрыв обмотки.

Но не стоит отчаиваться — часто подобное проявление бывает вызвано неконтактом одной из ламелей в месте соединения ее с обмоткой (на краю каждой ламели есть специальный крючок, который обеспечивает соединение с соответствующей секцией обмотки ротора).

Если неконтакт вызван именно по этой причине, можно аккуратно «проклепать» проблемный крючок.

Хочется отметить, что в подобных случаях использование пайки недопустимо, так как это не принесет ожидаемого эффекта — при работе мотора ламели коллектора сильно нагреваются, пайка разрушается (соответственно, электрическая цепь вновь разорвется), а центробежная сила может разнести остатки олова куда угодно (с самыми непредсказуемыми последствиями). Кстати, пайка ламелей может нарушить балансировку ротора, что также может привести к повышенной вибрации в его работе.

Также возможны замыкания в обмотках двигателя (межвитковые замыкания, например, вызванные пробоями в изоляции), но здесь уже помочь нечем — двигатель нужно менять или заново перематывать его обмотки.

Самостоятельная перемотка, например, обмоток якоря в большинстве случаев дает отрицательный результат.

Для выполнения подобных работ нужна специальная технология, которую можно соблюсти только в заводских условиях.

Отметим, что замыкания в обмотках двигателя могут повлечь за собой выход из строя уже целого ряда компонентов в составе стиральной машины — подгорание (или полное разрушение) контактов на разъемах электронного модуля и соединительного шлейфа, отказ элементов силовых цепей в составе самого модуля (реле реверса, силовой симистор, контактные группы командоаппарата и др.).

Дефекты ламелей коллектора

Дефекты коллекторных двигателей, вследствие неисправности ламелей на самом деле немного — это неконтакты ламелей и секций обмотки ротора, а также перегрев и возможное последующее отслоение ламелей.

Ламели крепятся на коллекторе с помощью клея, а электрическое соединение их с секциями обмотки ротора обеспечивают специальные «закусывающие» крючки.

Самый распространенный дефект ламелей — это обрыв провода секции ротора в месте соединения с той или иной ламелью (об этом мы подробно останавливались выше). Гораздо худший случай, когда по разным причинам ламели перегреваются и отслаиваются (см. рис. 5).

Подобный дефект обычно бывает вызван короткими замыканиями в промежутках между ламелями, замыканиями в секциях якорной обмотки или вследствие механического торможения (заклинивания) ротора — в любом случае ламели сильно нагреваются (и отслаиваются), вследствие прохождения через них тока, значительно превышающего номинальный уровень.

Торможение якоря двигателя возможно, например, при заклинивании подшипников мотора или барабана СМ. Также подобный дефект возникает, если в машинках с вертикальной загрузкой потребители забывают закрыть створки барабана — раскрытые створки блокируют вращение барабана, а вследствие этого — и якоря мотора.

В подавляющем большинстве случаев дефекты ламелей (перегрев, отслоение и др.) являются следствием других неисправностей двигателя, элементов стиральной машины или вследствие некорректных действий пользователей.

Если отслоение ламелей на коллекторе незначительное (менее 0,5 мм), подобный дефект устраняется проточкой самого коллектора на станке (не всегда, правда, с положительным эффектом).

Не следует забывать, что после подобной операции в промежутках между ламелями может оставаться медная стружка (или пыль), поэтому необходимо тщательно очистить эти промежутки.

Кроме того, на ламелях после проточки коллектора могут остаться заусеницы — их также необходимо удалить.

Сам факт отслоения ламелей на коллекторе легко выявить как визуально — так, если вручную вращать ротор двигателя, щетки в этом случае будут издавать сильный характерный треск.

С условиями приобретения книги можно ознакомиться на www.solon-press.ru

Источник: https://www.rlocman.ru/shem/schematics.html?di=53542

Ремонт электродвигателя стиральной машины

В условиях мастерской часто возникает необходимость ремонта двигателей разных бытовых приборов и электроинструментов. Или возможно у вас скопилась куча старых двигателей и нужно в этом хламе отделить мух от котлет.

В основном работа идёт с коллекторными двигателями, асинхронные в ремонте встречаются крайне редко. Все неисправности в основном сводятся к обрыву, замыканию в обмотке ротора или статора. У моторов пылесосов чаще бывают проблемы с подшипниками.

Для проверки якоря удобно использовать аппарат, создающий в якоре переменное магнитное поле. При нахождении якоря в сильном магнитном поле, на его контактных ламелях образуется ЭДС по которой можно судить об исправности обмоток якоря. ЭДС на всех ламелях якоря должна быть одного порядка. На приборе марки «Э 236» так же можно определить утечку тока на корпус самого якоря.

Если есть показания на обрыв или замыкание необходимо внимательно осмотреть саму обмотку якоря.

При обнаружении места обрыва, провод наращивают и соединяют с последующей герметизацией соединения клеем.

Короткое замыкание лечится механическим смещением замкнутых витков относительно друг друга и пропиткой их диэлектрическим лаком на три слоя.

Обнаружить утечку тока с обмотки на корпус иногда помогает прозвонка мегомметром на режиме 2500 кВ. При этом в месте утечки образуется электрическая дуга.

Для проверки статора используем мегомметр и омметр. Мегомметром проверяем утечку на корпус, а омметром смотрим обмотку на сопротивление постоянному току.

Обмотки статора более податливы и проще в ремонте. Для устранения замыкания с корпусом следует лёгким постукиванием киянкой по магнитопроводу сместить обмотку вверх или низ до исчезновения утечки на корпус. Затем пропитать всю обмотку лаком и высушить. Очень часто происходит обрыв статорной обмотки в зажимах соединительных клемм, где провод деформируется и легко ломается.

Болезнь всех коллекторных двигателей это осаждение графитовой пыли на токоведущих частях и изоляторах двигателя.

Паль графита особенно во влажной среде является электропроводящей структурой, от сюда и проблемы.

Ниже фото с демонстрацией утечки тока по изолятору щеткодержателя покрытого графитной пылью.

При такой утечке тока на корпус двигателя в стиральной машине, электроника регистрирует наличие напряжение на обмотках двигателя находящегося в статике.

Напряжение течёт от конденсаторов фильтра по заземляющему проводнику, через корпус мотора и щеткодержатель на обмотку якоря.

Электроника при этом выдаст ошибку тиристора приводного мотора , так как на выходе тиристора присутствует напряжение, которого там не должно быть.

Для динамического теста коллекторного двигателя рекомендую использовать регулятор яркости для электроламп мощностью 1000 Вт. Этим обеспечивается плавный старт двигателя и контрольная прогонка на разных скоростях. На выходные клеммы регулятора подсоединяются штекера для проверки разных двигателей.

Контроль работы тахометрического датчика выполняет светодиод, подключенный к соответствующим клеммам штекера. В двигателях стиральных машин, нужно убедится в отсутствие пробоя между выводами тахогенератора и выводами силовой обмотки двигателя. Если присутствует утечка тока по данной цепи, то следует заменить электрическую колодку двигателя.

При работе на столе с электроагрегатами соблюдайте технику безопасности, предупреждающую поражение электрическим током. Используйте заземление и УЗО.

4394

Источник: https://sw19.ru/post/101

Проверка и ремонт коллекторного электродвигателя

Июль 11, 2014

17517 просмотров

В домашнем хозяйстве практически все электродвигатели коллекторные- это синхронные устройства. Как они устроены и работают читайте в нашей предыдущей статье.

Коллекторные электродвигатели стоят в стиральных машинах (но не во всех моделях), пылесосах, электроинструменте, детских игрушках и т. д. Главной отличительно их особенностью является наличие неподвижных обмоток статора и обмоток на валу (якорь), на которые подается напряжение при помощи коллектора и графитных щеток.

Если у Вас сломался или барахлит мотор в электроинструменте и других устройствах, то не спешите его выкидывать, потому что в большинстве случаев его можно быстро и недорого отремонтировать своими руками. Как определить и устранить неисправность Вы узнаете далее из этой статьи.

Читайте также:  Как поменять подшипник в стиральной машине lg

Перед тем как начать искать причину в электродвигателях, сначала проверьте исправность шнура питания, кнопок включения и при наличии пуск-регулировочных устройств.

Как проверить коллекторный электродвигатель- наиболее частые поломки

Для определения и устранения неисправностей придется разбирать сам электроинструмент или электродвигатель других бытовых устройств по этой инструкции.

Только перед тем как приступить к разборке, обратите внимание на искрение в контактно-щеточном механизме.

 Если оно будет повышенным (как на рисунке у нижней щетки), то это может свидетельствовать об износе или плохом контакте щеток, реже о межвитковом замыкании в коллекторе.

В большинстве случаев причиной поломок коллекторных двигателей является износ щеток и почернение коллектора. Изношенные щетки необходимо заменить новыми одинаковыми по форме и размерам, лучше конечно оригинальными.

Меняются они очень просто- либо нужно  снять или сдвинуть фиксатор или открутить болт. В некоторых моделях меняются не сами щетки, а в сборе с щеткодержателем. Не забываем подключить к контакту медный поводок.

Если же щетки целы, тогда растяните прижимающие их пружины.

Если контактная часть коллектора потемнела, тогда ее необходимо обязательно почистить мелкой наждачной бумагой (нулевкой).

Иногда вместе контакта щеток с коллектором образовывается канавка. Ее необходимо проточить на станке.

На втором месте по количеству неисправностей стоит износ подшипников. О необходимости их замены в электроинструменте свидетельствует биение патрона и повышенная вибрация корпуса при работе. Как проверить и заменить подшипники подробно рассказано в этой статье. В самых запущенных случаях начинают при вращении касаться якорь и статор- придется как минимум менять якорь.

Как проверить коллекторный электродвигатель- редкие поломки

Гораздо реже происходит обрыв или выгорание в обмотках или в местах их подключения, оплавление или замыкание графитовой пылью ламелей коллектора.
В большинстве случаев это удается определить внешним осмотром. При этом обращайте внимание на:

  • Целостность обмоток.
  • Почернение обмоток либо всей, либо ее части.
  • Надежность контактов выводов проводов с ламелями коллектора. При необходимости перепаяйте.
  • Забита ли графитовой пылью пространство между ламелями. Если да то почистите.
  • Наличие характерного запаха горения изоляции проводов.

Если обнаружено визуально повреждение обмотки стартера или якоря, то их потребуется заменить на новые или сдать в перемотку.

Но не всегда визуально возможно определить повреждение обмоток, поэтому следует воспользоваться мультиметром для этих целей.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Включите мультиметр в режим прозвонки или омметра с пределом измерения 50-100 Ом. Как это сделать читаем а этой инструкции.

  1. Прозвоните попарные выводы обмоток на ламели коллектора. Все значения сопротивления должны быть равны.
  2. Затем проверьте сопротивление между ламелями и корпусом якоря, как показано на правой картинке. Оно должно быть бесконечным.
  3. Проверить целостность обмотки статора можно при помощи прозвонки ее выводов, как показано на левой картинке.
  4. Проверьте цепь между корпусом статора и выводами обмоток. При пробое на корпус, эксплуатировать электроинструмент или мотор запрещено.

Иногда возникает межвитковое замыкание в обмотке, тогда определить его возможно только при помощи специального устройства- прибора проверки якорей.

Источник: http://jelektro.ru/remont-elektriki/proverka-remont-kollektornogo-jeletrodvigatelja.html

Как узнать, исправен ли двигатель стиральной машины?

Когда стиральная машинка требует сложного ремонта, лучше вызвать мастера. Однако если неисправность незначительная и имеется схема машины, можно своими силами обследовать все составные части. Особенное внимание нужно уделить работе двигателя, ведь именно он является основной деталью всего механизма.

Опытные мастера предупреждают, что двигатель от стиральной машины автомат может совсем выйти из строя или же потерять свою мощность по следующим причинам:

  • Перегревания корпусной оболочки электрического движка. Эта неисправность может возникать из-за короткого замыкания в районе обмотки. Оптимальная температура нагрева не должна быть более 80C. Если она переваливает за 90C, то срабатывает термостат и моторная система автоматически останавливается;
  • Повреждение целостности изоляционной обмотки. Самостоятельный ремонт обмотки может привести к опасным последствиям при работе с напряжением.

Чтобы установить обрыв обмотки проводов, необходимо воспользоваться мультиметром. Им при подключении измеряют сопротивление ламелей. Сопротивление должно быть от 0,1 до 0,4 Ом.

При проверке статора нужно включить на приборе зуммер и поочередно приложить щупы под напряжением к выходам проводки. Когда мультиметр не издает сигналов, значит, стартер и провода исправны.

Чтобы обнаружить места проводов с замыканием, необходимо коснуться одним щупом проводки, другим корпуса. В случае неисправности проводов появляется характерный звук.

Бывают случаи, когда приобрести новый двигатель будет целесообразнее, чем по-новому делать обмотку. Подробная схема стиральной машины поможет правильно установить новый электродвигатель при подключении системы.

Виды двигателей и их проверка

Чтобы максимально эффективно обследовать двигатель, нужно изучить какой вид электродвигателя находится в данной модели стиральной машины.

Двигатели отличаются способом подсоединения и бывают 3-х видов:

  • Асинхронного типа. Такой двигатель устанавливался сравнительно давно в моделях машинок Bosch, Siemens, Candy, Ardo, Miele. Может работать тихо. Конфигурация мотора состоит из роторной основы и статора. Из-за своей массивности и низкой производительности этот двигатель больше не применяют;
  • Коллекторного типа. Часто применяется в машинах фирмы Indesit, Ariston, Beko, Zanussi, Samsung, Electrolux. Такие моторы отличаются компактными размерами и оптимальной мощностью. При помощи ременного вращения, колебания передаются с двигателя на барабан. Коллекторный электродвигатель состоит из статорной и роторной части, 2-х щеток и таходатчика оборотов. Последняя деталь необходима в использовании для контроля оборотов самого мотора;
  • Инверторного типа. Такой двигатель относится к современным разработкам. Используется в модернизированных стиральных машинах Samsung, а также LG. В систему мотора не входит ремень. Двигатель прикреплен непосредственно на барабан. По своей структуре напоминает асинхронный мотор, но намного мощнее и надежнее.

Провести проверку перечисленных типов электродвигателей довольно просто, если у вас есть схема машины.

Если мотор имеет инверторный тип, то можно воспользоваться встроенной пусковой системой тестирования, которая существует почти у всех моделей. Для этого необходимо прокрутить реле в нужную сторону. В инструкции можно найти расшифровку кода и распознать проблему.

Если простое рабочее пусковое тестирование не помогло, то можно осмотреть двигатель самостоятельно.

Для этого нужно:

  • Отключить питание техники;
  • Выкрутить шурупы из задней панели, снять ее;
  • Открутить винты, крепящие проводку. Они расположены в роторной области соединения;
  • Открутить болт в центре, на который крепится рабочая роторная часть;
  • Далее снимается роторная сборка;
  • Следом нужно выкрутить все болты, удерживающие сборку статора;
  • По окончании необходимо отсоединить проводку от статора;
  • Теперь легко проверить целостность мотора.

Для осмотра коллекторного вида двигателя нужно:

  • Снять заднюю панель;
  • Отсоединить систему проводов от двигателя;
  • Открутить все крепежи и извлечь мотор из корпусной оболочки.

Теперь можно приступить к обследованию. Для этого берутся провода обмоток ротора и статора, и последовательно соединяются. При вращении роторной части, считают, что вся система исправна.

Однако мастера не всегда рекомендуют применять данный метод из-за его некоторых отклонений. Так, нельзя с точностью выявить функциональность двигателя при подключении к сети в разных режимах.

А также подключение к электричеству может испортить всю систему при замыкании. Чтобы замыкания не произошло можно использовать защиту в виде конденсатора.

Для этого в схему подключения вставляют трубчатый электронагреватель от стиральной машинки или конденсатор.

Ламели необходимы для передачи электричества через щетки на ротор. Поэтому если мотор заклинивает, то ламели зачастую отслаиваются при использовании. Эти отслоения легко убрать токарным станком, отточив область коллекторов в необходимом направлении. Стружка вычищается наждачной бумагой.

Чтобы обнаружить неисправность пары ламелей, ротор нужно не спеша запустить. Если при подключении появляется неприятный звук, то это поломка ламелей.

Проверяем щетки

Щетки представляют собой систему токопроводящих графитовых кубиков, оснащенных проводами при их подключении. Они производят при подключении к системе необходимое трение о коллектор.

Причинами выхода из строя щеток могут быть:

  • Неисправность, связанная с вращательной функцией барабана или прекращение его работы;
  • Сильная шум во время вращения барабана.

Зачастую электрощетки ломаются из-за чрезмерной перегрузки бака.

Они также легко повреждаются, если техника часто работает на максимальном режиме отжима. Случается, что неисправность щеток связана с замыканием в обмотке двигателя, при проблемах с ремнем, который соскакивает с ободного колеса и рвется при очередном включении техники.

Чтобы выяснить отклонения в работе щеток, можно провести их небольшое визуальное обследование. Если при их подключении появляются искры или образуется темный налет, то щетки подлежат срочной замене.

Замену этих деталей можно провести самостоятельно, предварительно подобрав щетки под нужную модель стиральной машинки. Запчасти машинок Индезит, Самсунг, Занусси и других сильно отличаются по комплектации. Это следует учитывать при подключении новых деталей к старым моделям.

Самые частые причины поломки двигателя

Подробная схема машины поможет разобраться, в какой части техники произошла поломка.

Зачастую двигатель не запустился по следующим причинам:

  • Поврежденность ламелей коллекторного вида;
  • Разрывы статорных или роторных обмоток;
  • Испорченность электрощеток.

Источник: https://prostirnut.ru/remont/kak_proverit_dvigatel_stiralnoj_mashiny.html

Ремонт и проверка двигателя стиральной машины

Есть множество факторов, которые могут приводить к поломке стиральной машины. Среди них заводской брак, несоблюдение правил эксплуатации, плохая водопроводная вода, некачественные средства для стирки и т.д.

Читайте также:  Как постирать махровый халат

При этом неполадки могут происходить в разных частях агрегата.

Какие-то элементы отремонтировать достаточно просто, какие-то потребуют профессионального вмешательства, а есть запчасти, которые в случае неисправности не подлежат ремонту, а нуждаются в замене.

Двигатель – это важнейший элемент стиральной машины, без которого она просто не сможет работать. Поломка двигателя считается серьезной неисправностью, для устранения которой принято вызывать мастера. В этой статье мы расскажем вам, как можно проверить это устройство в домашних условиях, не обращаясь в сервисный центр.

Виды

Первое, что следует сделать перед началом диагностики, — это определить, двигатель какого типа установлен в вашей стиральной машине. Всего существует несколько видов двигателей, которые производители используют для оснащения стиралок. Представим краткую информацию о них в виде таблицы.

Асинхронный двигатель стиральной машины

Коллекторный двигатель стиральной машины

Бесколлекторный двигатель стиральной машины

Вид Основные элементы конструкции Достоинства Недостатки
Асинхронный стартер и ротор
  • простота конструкции;
  • легкость в уходе;
  • низкая цена;
  • относительная бесшумность работы
  • большие габариты;
  • маленький КПД
Коллекторный стартер, ротор, тахогенератор, электрощетки
  • небольшой размер;
  • независимость от частоты электрической сети;
  • высокая скорость;
  • простота электросхемы
  • высокий уровень шума;
  • недолговечность;
  • необходимость замены электрощеток
Бесколлекторный (прямого привода) стартер и ротор
  • высокий КПД;
  • простая конструкция;
  • удобное расположение;
  • небольшие габариты;
  • низкий уровень шума;
  • отсутствие запчастей, нуждающихся в замене
  • сложные электросхемы;
  • высокая стоимость

Способы проверки

Существует два способа, позволяющих самостоятельно проверить исправность двигателя стиральной машинки. Для того чтобы суметь ими воспользоваться, вам нужно иметь хотя бы элементарное представление об устройстве двигателя и о том, как происходит его питание. В интернете можно найти множество схем, которые в доступном виде отображают эту важную информацию.

  • Первый способ проверки предполагает подачу напряжения на стартерную и роторную обмотки двигателя, предварительно произведя поочередное соединение этих элементов. Недостаток данного способа заключается в том, что он не гарантирует 100%-го результата, так как, даже если двигатель будет вращаться под напряжением, это не значит, что он будет исправно функционировать при разных режимах работы стиральной машины.
  • Второй способ потребует специального оборудования, а именно автотрансформатора мощностью от 500 ватт. При помощи этого прибора нужно запитать присоединенные обмотки стартера и ротора. Этот метод более безопасен, так как позволяет держать под контролем скорость оборотов.

Причины поломок и способы их устранения

Причина Что делать?
Поломка ламелей (пластин-контактов) в коллекторе
  • проверить исправность детали, покрутив ротор вручную: если слышен треск, поломка имеет место;
  • небольшую отслойку металла можно устранить, если изъять деталь и проточить ее при помощи шкурки или специального станка
Обрыв в обмотке ротора или стартера
  • проверить изношенность деталей можно, проследив за их работой: если щетки искрят, и на них остается черный налет, значит, нужно их заменить
Износ электрощеток
  • обнаружить обрыв можно, проведя проверку мультиметром, переведенным в режим измерения сопротивления (сопротивление между ламелями должно находиться в пределах 0.1-0.4 Ом);
  • если произошел обрыв, двигатель целесообразнее всего поменять на новый (или заменить ту его часть, в которой обнаружена неисправность)

Видео расскажет о том, как можно диагностировать неисправности двигателя самостоятельно, не вызывая мастера на дом.

Источник: http://DekorMyHome.ru/remont-i-oformlenie/remont-i-proverka-dvigatelia-stiralnoi-mashiny.html

Как проверить якорь электродвигателя

Содержание:

В бытовых приборах и оборудовании установлены различные типы электродвигателей. Эти различия зависят от условий эксплуатации, назначения и выполняемых ими функций. Например, в электродрелях, миксерах, кухонных комбайнах, пылесосах, стиральных машинах и других устройствах с частым изменением скорости вращения вала применяются коллекторные двигатели.

Если требуется обеспечить долговременный стабильный режим работы, то в таком оборудовании используются уже асинхронные электродвигатели, наиболее подходящие для небольших самодельных станков.

Тем не менее, во всех случаях часто приходится решать вопрос, как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях.

Современные сервисные услуги достаточно дороги, поэтому очень многие пытаются самостоятельно обнаружить неисправность и выполнить ремонт.

Коллекторные двигатели и основные неисправности якоря

Коллекторные электродвигатели рассчитаны на работу от бытовых сетей, напряжением 220В. Практически все они являются синхронными агрегатами. В отличие от асинхронных электродвигателей, коллекторные устройства состоят из неподвижного статора и вращающейся обмотки на валу – якоря. Напряжение на них подается с помощью щеточно-графитного устройства, которое и есть коллектор.

Основная причина, требующая проверки якоря и других деталей, состоит в появлении искр. Активное искрение свидетельствует об износе щеток и коллекторного узла или нарушении контактов.

Кроме того, искры могут появиться в результате межвиткового замыкания, то есть, замыкания обмоток в коллекторе.

Появление таких нарушений требует качественной диагностики, начиная с визуального осмотра и заканчивая проверкой мультиметром.

Первоначальный осмотр позволяет выявить оборванные или выгоревшие обмотки, а также выгорание в точках их подключения.

Поэтому, в первую очередь следует обращать внимание на состояние обмоток и целостность витков. Если обмотки почернели полностью или частично, это уже указывает на определенные проблемы с якорем.

Иногда изоляцию достаточно просто понюхать, чтобы определить характерный запах гари.

Более точную информацию можно получить путем проверки якоря мультиметром. Прозвонка выполняется поэтапно, захватывая все элементы двигателя:

  • Вначале прозваниваются попарные выводы обмоток статора к ламелям. Сопротивления на каждом из них должны иметь одинаковое значение.
  • Далее проверяется сопротивление между ламелями и корпусом якоря. В норме оно должно быть бесконечным.
  • Целостность обмотки проверяется путем прозвонки выводов.
  • После этого проверяется состояние цепи между корпусом статора и выводами якорной обмотки. При наличии пробоя на корпус, бытовое устройство категорически запрещается подключать к напряжению. В этом случае требуется обязательный ремонт или полная замена неисправных деталей.

После ремонта коллекторного электродвигателя нужно соединить все элементы между собой и подключить устройство к питанию 220В. Если агрегат работает нормально, значит ремонт выполнен правильно.

Проверка асинхронного электродвигателя

Кроме коллекторных, в быту можно встретить и асинхронные двигатели, устанавливаемые в некоторых моделях стиральных машин или в компрессорах холодильников.

Гораздо чаще они используются в компрессорах, насосах, различных станках и другом оборудовании. Несмотря на высокую надежность, данные электродвигатели также подвержены поломкам и неисправностям.

В этих конструкциях роль якоря выполняют обмотки статора, поэтому визуальный осмотр нужно начинать именно с них.

Часто обмотки перестают работать, когда они отсырели или, произошел обрыв витков. Поэтому если двигатель очень долго не эксплуатировался, необходимо выполнить проверку сопротивления изоляции с помощью мегомметра. При отсутствии мгаомметра, агрегат в целях профилактики рекомендуется разобрать и сушить обмотки статора в течение нескольких суток.

Вполне возможно, что причина неисправности кроется не в самом электродвигателе, а связана с какими-либо другими факторами. Поэтому, прежде чем начинать ремонтировать сам агрегат, следует убедиться в наличии напряжения, проверить магнитные пускатели, кабели подключения, тепловое реле.

Если в схеме имеется конденсатор, его тоже нужно проверить. При исправности всех перечисленных элементов, можно приступать к разборке двигателя для первичного осмотра. Проверка должна проводиться при полном отсутствии электропитания.

Необходимо предотвратить самопроизвольное или ошибочное включение агрегата.

В процессе осмотра, кроме других деталей, особенно тщательно проверяются обмотки статора. Они должны быть целыми, без торчащих или оторванных проводков. Особое внимание следует обращать на черные пятна, указывающие на возможное подгорание проводов. В исправном состоянии проводники имеют темно-красный цвет.

Почернение наступает при выгорании электроизоляционного лака, наносимого на их поверхность. При осмотре может быть выявлено полное или частичное выгорание обмотки и межвитковое замыкание. При частичном выгорании двигатель будет работать и быстро нагреваться.

Поэтому обмотка в любом случае перематывается полностью.

Если внешний осмотр не дал результатов, дальнейшую диагностику нужно проводить с помощью измерительных приборов. Чаще всего для этих целей используется мультиметр, позволяющий определить целостность обмотки, наличие или отсутствие пробоя на корпус.

В двигателях на 220В прозваниваются пусковая и рабочая обмотки. Сопротивление пусковой должно быть в 1,5 выше, чем у рабочей. В электродвигателях на 380В, подключаемых звездой или треугольником, схема разбирается, после чего поочередно прозванивается каждая обмотка.

Сопротивление на каждой из них должно быть одинаковым, с отклонением не более чем на 5%. Также все обмотки обязательно прозваниваются между собой и на корпус. Если значение сопротивления не бесконечно, это свидетельствует о наличии пробоя обмоток на корпус или между собой.

В этом случае требуется их полная перемотка.

Отдельно проверяется сопротивление изоляции обмоток двигателя. В этом случае мультиметр не поможет, потребуется мегомметр на 1000В, подключаемый к отдельному источнику питания.

При выполнении измерений один провод прибора касается корпуса двигателя в неокрашенном месте, а другой провод поочередно соединяется с каждым выводом обмотки. Если сопротивление изоляции составляет менее 0,5 Мом, значит двигатель требует просушки.

При выполнении измерений нужно соблюдать осторожность и не касаться измерительных проводов. Измеряемое оборудование должно быть обесточено, продолжительность измерений составляет не менее 2-3 минут.

Наибольшую сложность представляет поиск межвиткового замыкания. Его невозможно выявить при визуальном осмотре. Для трехфазных двигателей применяются специальные измерители индуктивности, которые в норме показывают одинаковое значение на всех обмотках. При наличии повреждения, индуктивность у такой обмотки будет наиболее низкой.

Источник: https://electric-220.ru/news/kak_proverit_jakor_ehlektrodvigatelja/2017-06-20-1301

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector